В повседневной жизни мы не замечаем, насколько много жестикулируем. Для нас это просто привычка, поэтому мы не задумываемся, когда что-то показываем.
Оказавшись за границей, какие-то из этих привычек могут сыграть с вами злую шутку. Безобидный жест может иметь неприличное или даже оскорбительное значение для человека. Поэтому первое время, пока не ознакомитесь с местными обычаями, лучше «держать руки при себе».
Любое общение начинается именно с приветствия. Обычно мы просто здороваемся, а среди мужчин по всему миру распространено рукопожатие. Однако, в некоторых уголках земли традиции всё же иные, поэтому будьте готовы к необычному приветствию, если попадете в одно из этих государств:
- : вас могут схватить за большой палец руки.
- Мусульманские страны : есть традиция среди представителей сильного пола обхватывать друг друга за талию.
- Франция : возможны поцелуи в щёчку от абсолютно незнакомого человека.
- Лапландия (часть Норвегии, Швеции и Финляндии): при встрече трутся носиками.
- Страны Азии : приветствие прикладыванием ладони.
Жесты большим пальцем
Наверняка вы помните, что ещё в Древнем Риме большим пальцем подводились итоги гладиаторских боев. Поэтому до сих пор, опущенный вниз, он означает недовольство чем-либо, а поднятый вверх – одобрение.
Если вы поднимете большой палец руки вверх, это может значить, что всё отлично, или таким образом вы можете даже сказать кому-то, что он молодец. Но в некоторых странах мира это могут воспринять иначе:
- Германия : среднестатистический немец воспримет просто как цифру «один», такая жестикуляция используется при счёте.
- Греция : поднятый вверх большой палец говорит о нежелании продолжать разговор дальше.
- Уругвай, Иран : может иметь неприличное значение, поскольку указывает на желание совершить действия сексуального характера.
- США : взмахом руки с таким жестом останавливают такси и ловят попутки, а одобрение показывают знаком ОК.
Жесты указательным пальцем
Сама природа одарила нас вторым перстом для того, чтобы что-то указывать. Например, если преподнести его к губам, можно заставить публику молчать. Чтобы сосредоточить на чем-либо внимание, его нужно просто приподнять. А вот у мусульман поднятый вверх указательный палец означает, что Аллах один, и находится он на небе.
Манящий жест, которым мы призываем человека подойти, считается оскорбительным во многих азиатских странах. На Филиппинах, к примеру, за подобное могут даже арестовать.
Не менее интересным жестом является прокручивание этого пальца у виска. Если у нас это дает понять, что вы сомневаетесь в умственных способностях другого человека, то в других странах может иметь другое значение:
- Голландия : будут думать, что вы одаренный человек и так указываете на свой ум.
- Италия : так выделяют наиболее эксцентричных людей.
- Аргентина : таким знаком могут позвать вас к телефону.
- Перу : означает занятость умственной деятельностью.
Поднятый вверх средний палец
Если бы не американские фильмы, возможно, о значении этого неприличного жеста мы бы даже не узнали. Однако, знаки средним пальцем плотно распространилась по всему миру. Вряд ли существует народ, у которого этот жест означал бы что-то хорошее. Чаще всего именно так заканчивают неприятную беседу или неразрешенный спор. В некоторых странах его могут показывать в шутку, в других же он считается крайне оскорбительным.
Например, в Германии за показывание среднего пальца можно получить нехилый штраф.
Что касается Таиланда и , там такой жест могут понять, как возможность предоставления сексуальных услуг. Так что будьте осторожны.
Аналог неприличного жеста — рука, согнутая в локте, с положенной на изгиб ладонью второй руки.
Жест двумя пальцами, или знак V
Если спросить, что означают поднятые вверх два пальца, указательный и средний, то ответы разных народов мира будут весьма существенно отличаться.
Мы используем этот символ для обозначения цифры 2. У немцев жест символизирует победу, у французов — мир. А вот грек и житель Австралии могут обидеться, поскольку для них он означает «пошел вон».
«Шиш» в разных странах
Широкая распространенность по всему миру дала этому неприличному жесту несколько названий. Например, у нас его ещё называют «фига», «дуля», «кукиш» и смело считают аналогом американского «f*ck», только не таким оскорбительным. Эта конструкция из трех пальцев по праву является лучшим доводом в споре.
Но, опять же, его значение в разных государствах может восприниматься иначе:
- Япония, Китай, Корея : воспринимают как предложение услуг сексуального характера.
- : считается угрожающим жестом.
- Турция : проявление агрессии.
- Бразилия : пожелание удачи, защита от дурного глаза.
Жесты открытой ладонью руки
Напоминает знак «стоп». Если вы увидите его у нас на дороге – это действительно станет причиной остановиться. В других ситуациях может означать цифру 5. У многих народов употребляется как заверение в правдивости своих слов, во время клятвы.
Но, например, в Греции этот жест может серьезно оскорбить вашего собеседника. История начинается ещё с древних времён, когда человеку, совершившему преступление, помечали лицо – делалось это ладошкой. С тех пор этот знак считается у них неприличным.
«Да» и «нет» в разных странах
В стандартном понимании кивок головой значит «да», а движение ею в горизонтальной плоскости в стороны – «нет». Однако есть народы, которые и здесь выделились:
- Болгария : чтобы сказать «да», нужно наклонять голову влево-вправо при прямом взгляде; чтобы ответить «нет» – резко откинуть голову назад.
- Греция : проведение носом дуги, при этом голова идёт в сторону, а потом немного вверх – это «да»; вскидывание головы с характерным причмокиванием – «нет».
В любом случае, будучи за границей, в необычном для вас окружении, будьте внимательны, присматривайтесь к реакции окружающих на ваши действия. Ну а если вы приехали за приключениями – вообще забудьте об этом, и наслаждайтесь неожиданными виражами судьбы.
При помощи жестов рук и пальцев общаются не только глухие - ими активно пользуются многие в своей повседневной жизни. Движениями руки часто показывают направление, выражают свое отношение к человеку, крутя пальцем у виска, разговаривают с иностранцами за границей. Вообще, язык жестов - это невербальный и понятный разным людям способ общения, известный еще с далеких времен.
История возникновения
В христианстве определенные положения и движения рук использовали при клятвах и молитвах, мусульмане наделили каждую ладонь и все фаланги пальцев буквами алфавита. Тайные масонские знаки обозначали понятия, известные лишь избранным братьям. Свое значение имели движения ладонями в эмблематике, искусстве, гадании. Многие не изменились совсем, некоторым было присвоено другое объяснение.
Сейчас невозможно представить любого разговора или интересной беседы, совершаемых без активных движений руками. Причем взмахи и пояснения могут быть как интуитивными, несознательными, выражающими эмоции, так и специально подобранными, несущими в себе конкретную информацию. Рассмотрим наиболее часто использующиеся с их значением.
Повседневные жесты пальцами
Объяснений действий пальцами не так уж много, все они известны и понятны каждому:
- Скрепление в виде круга указательного и большого пальцев обозначает одобрение, согласие, так называемое понятие "все окей"
- Поднятие вверх большого пальца трактуется как одобрение поступка или действия
- Фига (кукиш) означает отказ, несогласие, ее часто показывают дети друг другу или взрослым
- Поднятие вверх среднего пальца - очень обидный и даже неприличный жест, его значение - посыл на три неприличные буквы. Выраженный словами, он понимается всеми как фраза "Пошел ты на"
- Большой палец, опущенный вниз - это демонстрация недовольства чем-либо, аналог частицы "фу"
- Быстрое потирание пальцами друг о друга говорит о сильной заинтересованности, азарте
- Когда пальцы сжаты в кулаки, лучше придержать свой язык и следить за словами. Возможно, ваш товарищ уже собрался начать драку, особенно если костяшки пальцев побелели от сильного напряжения
- Ритмичное или невольное постукивание кончиками пальцев или ногтями по столу говорит о скуке, напряжении или задумчивости
Повседневные жесты руками
Очень часто при оживленном разговоре люди помогают описать впечатления или происшествия с ними при помощи рук. Бывает, что и определенная поза со скрещенными руками означает многое. Наиболее распространенные жесты расшифровываются так:
- Руки, скрещенные на уровне груди, демонстрируют закрытость, нежелание общаться или идти на контакт
- Скрещенные за спиной руки со сжатыми в кулаки пальцами показывают недовольство человека, злость, сильную степень задумчивости
- Неосознанные, хаотичные взмахи руками говорят о сильном волнении, застенчивости, стеснении
- Протянутая вперед рука означает желание поздороваться, скрепить встречу или соглашение крепким рукопожатием. Этот жест чаще всего используют мужчины при встрече или во время рабочих переговоров
- Если при разговоре руки опущены вдоль тела, человек спокоен, совсем не волнуется
- Значение поднятых вверх рук тоже простое - так обычно выражают свою победу спортсмены. Однако в некоторых случаях, особенно при нарушении закона, они означают согласие на выполнение требований полиции, сдачу властям
- Если собеседник сильно стискивает или нервно сжимает одну ладонь другой, значит, он очень напряжен или разъярен, недоволен разговором
- Ладони, сложенные в молитвенном знаке, как бы молят о помощи, выполнении просьбы. Так часто делают дети, выпрашивая у мамы игрушку или отпрашиваясь на прогулку
- Почесывание ладонью головы или потирание подбородка свидетельствует о задумчивости, умственном анализе ситуации
- Потирание носа означает стеснение, неуверенность в своих словах и поступках
- Если собеседник теребит рукой уши, пуговицы или ремень, почесывает щеку - он скрывает что-то или говорит неправду
- Рука, прижатая к сердцу, выражает высшую степень убеждения и искренности говорящего
- Ладони, спрятанные в карманы или за пояс брюк, показывают неуверенность и стеснительность
Список движений можно продолжать бесконечно, ведь каждый человек при разговоре ведет себя по разному. Однако наиболее распространенные жесты у всех одинаковые, они означают одно и то же.
Язык жестов глухих
У глухих и глухонемых людей существует собственный язык общения с помощью рук и пальцев. Его достаточно просто выучить, чтобы научиться понимать знакомых или друзей, подверженных глухоте. Ведь руками надо показывать и отдельные буквы, и целые слова.
Вот основные понятия языка глухих:
- Каждой букве алфавита соответствует свой знак пальцами руки, их ровно 33
- Буквами у глухих людей в основном показывают имена, фамилии, названия городов, рек, очень редкие слова. Для распространенных слов придуманы свои жесты
- Язык глухих состоит почти из 2000 значений слов
- Самые часто используемые слова, например, здравствуйте, спасибо, извините, очень легко показать и выучить с первого раза
- Даже не зная азбуки глухих, легко можно объяснить им что-то, ведь такие люди все понимают по движению губ. Главное - четко проговаривать слова
https://www.youtube.com/playlist?list=PL51LOWbXcPVVcBdGyHLRUtg4hqEZDqntx
Различие в толковании привычных жестов в зависимости от стран
В разных странах привычные россиянам жесты рук могут носить совершенно другое, иногда даже полностью противоположное, значение. Вот несколько известных примеров:
- Два расставленных пальца в виде английской буквы "V", обозначающие слово "Виктория", или "Победа", у англичан и австралийцев означают "Отвали от меня"
- Выставленная вперед раскрытая ладонь, требующая остановки, в Греции обозначает оскорбление, посыл человека куда подальше
- Большой палец, поднятый вверх, у многих является символом одобрения. Зато в Таиланде он означает порицание, осуждение поступка
- Подзывающее движение указательным пальцем не стоит использовать на Филиппинах - там за это предусмотрен арест
- Фига у нас обозначает отказ, бразильцы же показывают ее очень часто. У них ее используют как пожелание здоровья и удачи
- "Козу" или рога из указательного пальца и мизинца часто используют рокеры или музыканты. В Италии такой жест, направленный на любого мужчину, означает измену жены, нося толкование "рогоносец"
- Выставленный вверх средний пален обозначает неприличный жест, посылающий на три буквы. В Азии же им показывают на что-то интересное
Все эти движения пальцами или ладонями стоит изучить и применять лишь там, где они уместны, ведь по незнанию немудрено попасть в неловкую ситуацию и вызвать недовольство окружающих.
Когда вы путешествуете за границу и не знаете языка той страны, которую посещаете, нередко на помощь приходит язык жестов.
С помощью него можно поймать такси, купить продукты в магазине или спросить нужное направление.
Однако иногда возникают трудности перевода даже с привычными нам жестами, которые имеют совершенно другое значение в других уголках мира.
Вот 10 типичных жестов, которые могут показаться грубыми за рубежом.
1. Жест два пальца "Победа"
Жест "Виктория", который показывается указательным и средним пальцем руки в виде буквы V, во многих странах означает победу или мир . Однако если при этом ладонь обращена к человеку, то в Великобритании, Ирландии и Австралии V-образный жест приобретает оскорбительный жест, который является невербальным эквивалентом фразы "отвали!" .
2. Жесты ладонями ("мунца")
Протянутая вперед ладонь, которая часто используется для того, чтобы сказать "остановись", в Греции приобретает другой смысл. Ладони, направленные в строну собеседника, называемые "мунца" являются оскорбительным жестом, который применяют в случае, когда хотят выразить крайнее возмущение или грубо говоря "послать" собеседника.
Этот жест остался с византийских времен, когда по лицу преступника размазывали гарь, чтобы сделать его объектом насмешек.
3. Жест "большой палец вверх"
Этот жест согласия и одобрения часто стирает языковые барьеры, а любители путешествовать автостопом часто голосуют им на дороге. Однако в Таиланде он является знаком осуждения. Хотя сам жест скорее детский, подобно высовыванию языка, его стоит избегать. В Иране, это является оскорбительным жестом, эквивалентом которого является выставленный средний палец .
4. Манящий жест указательным пальцем
Подзывающий знак указательным пальцем, говорящий "подойди ко мне" является табу в азиатских странах. На Филиппинах, этот жест уместен только в отношении собак и говорит о том, что вы считаете собеседника ниже себя. К тому же использование этого жеста может привести к аресту в этой стране.
5. Поглаживание по голове
Поглаживание ребенка по голове обычно является жестом дружелюбия и нежности. Однако в буддистской религии макушка является высшей точкой тела, то есть местом, где обитает душа. Прикосновение к макушке является агрессивным вторжением в пространство ребенка или взрослого. Стоит избегать этот жест в странах, где большинство людей исповедуют буддистскую религию.
6. Жест "Окей"
Кольцо из большого и указательного пальцев "ОК", означающее "все в порядке!" или "правильно", во Франции означает "ноль" или "никчемный" . В Греции и Турции этот жест является очень вульгарным, имеющий значение похожего отверстия в теле человека или служит намеком на гомосексуальность . В некоторых странах Среднего Востока, например, Кувейте, "ОК" означает дурной глаз.
7. Жест "Фига"
Жест "фига", "шиш" или "кукиш" имеет не совсем безобидный характер, и часто используется в случае отказа или несогласия. В Бразилии это более благожелательный жест, который используют для пожелания удачи и защиты от сглаза. В Турции он имеет агрессивный и грубый характер, эквивалентом которого является средний палец.
8. Жест левой рукой
Во многих странах люди не обращают внимание на то, какой рукой они предлагают что-то другим людям. Однако в Индии, Шри-Ланке, Африке и на Среднем Востоке, левая рука считается "грязной" , предназначенной для подтирания в туалете. Даже левше стоит есть правой рукой, так как только она считается подходящей для принятия пищи. Тоже касается пожатия рук и передачи предметов.
В Японии, вежливым считается дарение обеими руками, в то время как жест одной рукой может предполагать пренебрежение.
9. Скрещивание пальцев
Во многих западных странах люди скрещивают указательный и средний пальцы на удачу или от сглаза. Во Вьетнаме же этот жест является оскорбительным, особенно, если вы при этом смотрите или адресуете это другому человеку. Считается, что скрещенные пальцы представляют собой женские половые органы .
10. Жест "Коза"
Жест "Коза" или как его еще называют "рога", "распальцовка" или "корна" часто используется музыкантами и их поклонниками. Однако не стоит показывать этот жест в Италии, особенно мужчине, так как он намекает на неверность его жены ("рогоносец").
Бонус: неприличный жест "средний палец"
Это самый известный и узнаваемый неприличный жест во всем мире, который на английском языке соответствует ругательству " Fuck You" ("пошел на…!"). Кроме того он один из самых древних жестов, который использовался еще у древних греков и римлян, а также у обезьян .
Грубо говоря, поднятый средний палец символизирует собой фаллос , а прижатые пальца – мошонку. Показывая его, вы как бы предлагаете другому человеку "мужской половой орган" или грубо отказываете в просьбе. Также аналогом этого жеста является жест по локоть , когда левая рука кладется на сгиб правой руки.
В азиатских странах, однако, иногда используют средний палец, чтобы указать на что-то.
Блеф и обман – это неотъемлемая часть игры в покер. Хитрость опытного игрока заключается в том, чтобы вне зависимости от накопленных навыков передавать оппоненту ложную информацию. Жесты часто возникают в коммуникации произвольно, а вот знаки в покере непроизвольны и раскрывают все те эмоции, которые соперник предпочел бы скрыть.
В коммуникации, происходящей между людьми лицом к лицу, невербальная ее часть составляет 90%, вербальная же составляющая – лишь 10%. В случае, если вербальные и невербальные составляющие не согласуются между собой, конечно же, нужно верить невербальной стороне, т.к. она в большинстве случаев неконтролируема и гораздо более эмоциональна. В покере это и размер бета, и то, как бет объявляется, и действия после бета.
Мимика и жесты – это многозначительный язык, который, к счастью, или, к сожалению, редко контролируется игроками. Только высококлассные профи используют его в практических целях: тщательно изучаются манеры поведения противника за столом. При игре вживую , в реальном покер-руме мэтры покера способны считывать соперника по одним лишь физическим знакам, которые они скрупулезно изучают. Каждый жест игрока может иметь свои интерпретации с точки зрения психологии, а правильная интерпретация станет незаменимым подспорьем и эффективной подсказкой в информационной борьбе с соперником. Спец в покер - это и математик, и отличный психолог, который по малейшему изменению мимики может определить, уверен ли его соперник в собственных силах или все же блефует.
На тему применения психологии в игре написано немало литературы по покеру. Настоящими покерными бестселлерами по этой теме признаны книги Майка Каро "Книга теллзов Каро " и "Язык телодвижений в покере", обе из которых раскрывают массу полезной информации на тему применения и чтения многочисленных теллзов .
Вся литература разбирает внешние признаки, которые могут научить читать соперника и его карты. Признаки эти в среде игроков известны как так называемые теллзы . Название их происходит от английского tells –“рассказывает” и означает невербальные знаки, подаваемые соперниками во время игры. Они помогают нарисовать картину хода мышления противника. Теллзы очень разнообразны: кто-то морщит лоб, кто-то смотрит или не смотрит на стол, краснеет, зевает, вздыхает, зевает, часто и тяжело дышит, кто-то прикасается к носу или прикрывает рот, некоторые перекладывают фишки, курят, пьют, много едят или, напротив, перестают есть.
Чем лучше игрок знает человека, с которым играет, тем легче с ним играть. Но, если за столом настоящий профи, пробить его невербальные жесты практически нереально. Более того, такой игрок сам даст противоположные жестовые подсказки, тем самым манипулируя своим соперником. Именно поэтому полагаться лишь на психологию в покере ни в коем разе нельзя.
Что же делать? Не обращать внимания на жесты? Нет, просто не зацикливаться на них. Пожалуй, в покере самое главное – это научиться подстраиваться под соперников, поскольку нет универсальной «базовой» стратегии, которая четко раскрывала бы суть каждого жеста; все игроки – индивидуальности, и нужно уметь распознавать различные типы соперников и по-разному реагировать на них.
Попробуем обобщить все известные знаки-теллзы, которые помогают читать соперника в покере. И начать, конечно же, надо с золотого правила чтения, которое заключается в том, что сильный игрок всегда старается замаскироваться под слабого, а слабый всегда пытается казаться сильным.
Глаза и мимика лица
То, что глаза – зеркало души, известно всем. Именно поэтому мастера покера пытаются всячески спрятать их за темными очками или даже за очками с голограммами, которые не просто не дают читать их, но и к тому же отвлекают соперников за столом.
Попробуйте оценить лицо оппонента и его мимику в целом. Ведь даже у опытных мастеров в напряжённый момент лицо не то, что меняется, оно словно исчезает. Этот момент нужно ловить – оппонент явно неуверен
в своих силах.
Реакции, отражающиеся на лице, могут быть управляемыми и неуправляемыми. Не все реакции можно скрыть. Даже очки на лице не скроют движения головы игрока, если он смотрит на флоп
, карманные карты или фишки.
Когда на руках карты не очень хорошие, сомнения и беспокойство заставят игрока вначале бросить взгляд на флоп
, после опустить голову, чтобы посмотреть на свои фишки и, только после этого решиться на какую-то ставку.
Блефующий игрок старается смотреть на противника в упор и очень долго. Такой взгляд скорее всего будет неприятен, поэтому может заставить нервничать и совершать ошибки.
А вот при удачной комбинации игроки часто бегают глазами – это мысли в голове мешают сосредоточиться на одном объекте.
В обычной жизни человек смотрит в глаза тогда, когда уверен в себе. В покере же нежелание смотреть в глаза может также означать блеф. Если игрок отводит глаза, не может выдержать прямой взгляд – он всего-навсего испуган, что глаза выдадут его.
Отличный способ незаметно для других смотреть на борд
и стэки
– быть всегда в шляпе.
Движение рук
Есть игроки, которые полностью освоили науку маскировки своих реакций на лице, но вот руки всегда выдадут все эмоции. Бывает, что игроки трясут руками, нервно стучат пальцами по столу, хаотично, без определенной цели двигают ими – все это к блефу.
В то же время нужно быть осторожными с игроками, пожимающими руки соперникам - это может означать как страх, так и нервное ожидание сильного хэнда
. Следовательно, за несколько первых сыгранных рук нужно установить, в каком именно из двух случаев обмениваются рукопожатиями игроки, а потом уже действовать по накатанной.
Сами же не притворяйтесь и не жмите руку соперника в попытке выдать свое настроение за другое, если есть страх и нервозность – рука всегда выдаст температурой, влажностью, силой рукопожатия.
Сложно подделать и дрожание рук - вряд ли можно по команде заставить руки трястись, а это значит, что если руки дрожат, то это скорее – натуральный процесс, который выдает подлинное беспокойство. Причем волнение может исходить и от хорошей комбинации, если оппонент боится спугнуть фортуну.
Многие полагают, что трясущиеся руки свидетельствуют о нервозности, которая связана с блефом. Зачастую это не так. Ведь игроки, блефующие по-настоящему, склонны скорее застыть, опереться на руку, чтобы никак не выдать свою нервозность. Это неосознанное действие, появляющееся на уровне инстинктов.
Когда игрок кладет фишки в банк чрезмерно жестко, иногда даже ударяя ими по столу, - это первый признак блефа. Игрок создает иллюзию напускной уверенности и раскованности, в то время как его комбинация на самом деле безнадежна.
Те, кто прикрывают рот рукой, наверняка имеют слабую руку. Он блефует и непроизвольно пытается скрыть свои эмоции, так, чтобы их нельзя было прочитать по выражению лица.
Позы тела
Перемены поз могут также поведать о многом. Неосознанное изменение осанки – хороший теллз
.
К примеру, неуверенный в себе игрок, опускает или сжимает плечи, горбится. Со слабой рукой игроки могут сидеть расслабленно, что можно легко определить по положению их плеч. При плохой комбинации спина может быть согнута, а плечи опущены. Наклон вперёд означает блеф. Впрочем, бывает и такое, что как раз таки наклон вперед показывает заинтересованность игрой и ожидание выигрыша.
Тот же, кто уверен в выигрыше напротив – вытягивается как струна. Если игрок откинулся на спинку стула или просто подался назад – это показывает уверенность в собственном выигрыше. Он демонстративно показывает расслабленность. Если игрок напрягся и подался вперёд, у него, скорее всего, сильная рука.
Как же контролировать свое тело, если нужно сделать так, чтобы оппоненты не догадались о самочувствии и эмоциональных реакциях? Необходимо взять все части тела под жёсткий контроль. Существует два способа это сделать.
Один из них - вести себя за столом так, словно лишь следите за ней со стороны, т.е. не включаться в нее слишком сильно. Можно взять с собой друзей, словно вы следите за игрой вместе как зрители. Пусть кто-нибудь из друзей по просьбе проследит за Вами во время игры, чтобы после узнать взгляд со стороны – реакцию на проигрыш, выигрыш и т.д. Такая тактика позволит в дальнейшем поработать над своим поведением.
Второй метод – метод расслабления. Расслабляться нужно сразу же, как только начинает чувствоваться волнение или возникает страх.
Речь
Во время партии в покер многие игроки разговаривают. Сильные игроки стараются не болтать во время игры.
Если молчаливый соперник неожиданно завел непринужденную беседу, лучше поостеречься: вероятно, у него хорошая комбинация и разговором он пытается отвлечь соперника.
Игрок с очень сильной рукой говорит очень мало и спокойно.
Многие неплохие игроки, находящиеся в ситуации с большой ставкой, часто тоже пытаются вывести оппонента на разговор. Если он начинает говорить, зачастую он выдает себя – особенно если при этом он не блефует. Вывод очевиден – дайте сопернику говорить!
Даже когда это игрок-маска без реакций и чувств, постарайтесь разговорить его. Только разговаривая, человек расслабляет мышцы лица и непременно пропустит парочку проявлений внутреннего состояния.
Проявление эмоций в игре.
Из всех эмоций за столом при игре в покер полезнее всего научиться читать страх и гнев, а также нервозность.
Гнев изменяет состав крови и поднимает давление, возникает он быстро, а вот проходит значительно медленнее. Повышение сердцебиения проявляется физически и психологически: на лбу или на шее выделяются вены, появляются возбужденные движения руками, ерзанье и разминка. Начинаете сердиться – отойдите, отвлекитесь. Запомните, что рассерженные не выигрывают. Оставаться слишком спокойным – тоже плохой теллз , который может вызвать подозрения оппонента.
Метод использования гнева соперника против него самого стар, как мир: выбрасываем его из пота с помощью блефа, открываем карты, а после снова заходим в пот со стрит-дро или младшими парами – с таким противником для составления дро вполне можно использовать широкий диапазон рук.
Напуганные игроки выглядят жалко - половина стола это заметит. Играть следует только тогда, когда уровень страха минимален, а прекращать игру -до того, как он начнет подниматься.
Простое правило – усиливать все негативные эмоции оппонентов. Если соперник боится, играть нужно так, чтобы он боялся еще сильнее. Если он в гневе – раззадорьте его еще больше.
Запомните, что эмоции заразны, особенно гнев. Из-за стресса во время игры гнев преобладает над всеми остальными эмоциями. Не нужно вступать в споры, мозг во время игры устает и подавляется, а из-за этого принятием решений начинают управлять эмоции.
Многие полагают, показная нервозность – показатель слабой руки. В большинстве случаев с точностью до наоборот - у оппонента сильная рука. Имитировать нервозность
сложно, оппоненты в таком случае будут “переигрывать”. Если же соперник нервничает по-настоящему, это сразу заметно. Если же в важной ситуации соперник начинает проявлять нервы, скорее всего – у него сильная рука.
Естественно, что подсказкой в игре являются далеко не только жесты и мимика, но и такие критерии, как размер ставки, поведение за столом, обращение с картами и фишками, и даже дыхание и позы игрока.
Обращение с картами.
При удачной комбинации, игрок раскладывает карты педантично и аккуратно, перебирая и тасуя. Если же карты плохие, то он бросает их на стол, а в руки берет карты только по необходимости.
Дыхание.
Содержательной подсказкой является и дыхание. Ритм дыхания изменяется почти всегда не наиграно. Этим знаком удобно пользоваться, когда Вы сидите близко к игроку. Ровное дыхание и любые попытки подавить глубокие вздохи - признаки слабой руки. Задержка дыхания указывает, что человеку нравится то, что он видит: карта пришла хорошая. Кроме того в момент, когда человек видит удачную комбинацию, он неосознанно сглатывает
слюну, что также выдает волнение.
Быстрый взгляд на фишки.
Самый ценный из неосознанных знаков – быстрый взгляд на свои фишки, а потом в сторону или на борд . Такие действия обозначают желание сделать ставку. Похожий теллз – взгляд на фишки соперника.
Чрезмерная любезность
Сделав ставку, оппонент начинает дружелюбно общаться? Скорее всего, он блефует.
И, наоборот, когда общительный соперник резко замолкает – хочет, чтобы ставка была заколлирована
.
Прекрасный и многозначительный знак-теллз – это ухмылка. В ситуациях, когда оставаясь серьезным, человек внезапно взрывается смехом, на руках у него – бомба! Естественный смех – признак хорошей руки, а вот наигранная – знак блефа или слабой руки.
Защита карт
Заметив, что оппонент бросает быстрый взгляд на карты и закрывает их рукой, будьте уверены – у него на руках сильные карты, которые игрок подсознательно пытается защитить от всяких посягательств.
Показ карт друзьям
Встречается и такое, особенно среди неопытных игроков. Это абсолютно надежный тэллз сильной руки. Во-первых, так новичок показывает другим, что он хороший игрок, во-вторых, блеф начинающий игрок побоялся бы показывать на случай, если его выдадут.
Быстрая ставка
Опять же действие новичков, которое наверняка говорит об удачной комбинации. Моментальная ставка не является характерной чертой опытных игроков, какими бы ни были карты.
Стакан и сигареты
После блефовой ставки игрок наверняка потянется за стаканом. Что касается курения, то здесь по силе затяжек можно определить и силу руки. Затяжка глубокая – рука сильная. Оппоненту все равно, колируете Вы или нет. Короткие же затяжки – частый признак блефа.
“Угроза фишками”
Попыткой прямого запугивания можно считать хватание фишек игрока в то время, как его оппонент принимает решение. Если же кто-то имеет привычку постоянно играть фишками в руках, перебирая, складывая, и резко убирает руки от них – это свидетельство реальной опасности от этого игрока.
Пронзительный взгляд
Именно он, как это ни странно звучит, следует расценивать, как слабость игрока. Пронзающий пристальный взгляд не опасен.
Долгое разглядывание карт
Свидетельствует о слабом хэнде . Если же после долгого разглядывания, игрок все же делает ставку – это скорее всего блеф. Очень надежный теллз – повторный взгляд на свои карты после сделанной ставки, обозначающий то, что соперник на блефе.
Поведение за столом – как себя вести?
Первый шаг в построении тактики поведения – это знание как вести себя в ситуациях прессинга и стресса во время игры. Нужно досконально знать собственные поведенческие реакции, чтобы уметь их контролировать.
В большинстве случаев нужно вести себя так, как будто о чем-то серьезно думаете – именно так ведут себя профессионалы во время кркпных турниров по покеру. Когда игрок делает паузу для изучения соперников или борда , это улучшает его игру. В случае, что на руках карты, которые нужно сбросить, делать это нужно, ни в коем случае не снижая скорости.
Самая большая ошибка среди всех распространенных, которая будет очевидна профессионалам, - вести себя противоположно тому, что на самом деле. Когда игрок, делая ход после Вас, качает головой или ругается про себя – надо включить всю свою бдительность.
В общем, основа психологической работы за столом – понять, действия оппоненты осмысленны или нет. При осмысленном поведении нужно понять, каких действий он ожидает и добивается от Вас и сделать с точностью до наоборот. Когда же соперник действует неосмысленно, подсознательно, помимо своей воли – реагировать необходимо в соответствии с его мимикой и жестами.
Вероятнее всего, что осознанно игроки начнут действовать, в случае, если они видят, что за ними ведется наблюдение. Значит, нужно дать понять, что такое наблюдение действительно имеет место. Бывает и такое, что ни одним телодвижением игрок не выдает себя. Тогда намеренное наблюдение за ним вызывает хотя бы одну подсказку. Чем внимательнее Вы присматриваете за игроком, тем больше вероятность того, что, в конце концов, он себя как-то выдаст и начнет осознанные телодвижения. В таком случае стоит не показывать Вашу какую-либо реакцию на его теллзы . Сомнение – ключ к победе в такой информационной битве: покажите, что неуверенны, какой шаг сделать, выдержите паузу. Чем быстрее скорость реакции на действие оппонента, тем очевиднее для него, что Вы его пытаетесь читать. Естественно, что после этого игрок в корне изменит модель поведения.
Понаблюдайте за поведением игрока в стандартной ситуации, когда он испытывает ощущение комфорта. Когда человек нервный по жизни – ерзает на стуле, стучит пальцами по столу – понятно, что он будет вести себя так всегда, даже во время ставки. И такое поведение не будет означать какое-либо особое волнение или блеф. Когда игрок всегда проявляет живость, он продолжит вести себя так же живо и суетливо и в случае, если он удовлетворен картами. А вот внезапное замирание будет очевидным признаком блефа.
Тоже относится и ко всякого рода мычанию и посвистыванию. Если в обычной ситуации свистеть и мычать для игрока – норма, то любое прекращение такого действия – или блеф, или слабая карта.
В заключение хотелось бы еще раз подчеркнуть, что все люди – актеры. А за покерным столом эти актеры еще и действуют, исходя из принципа – если я не буду кого-то из себя изображать, они могут узнать море подлинное Я. К счастью, многие из игроков - это все же плохие актеры. Так что, будучи за покерным столом, представьте, что оппонент просто рассказывает историю, разыгрывая своеобразный спектакль. Только для определения правдивости его фактов необходимо смотреть не на то, что соперник делает во время представления, а на то, что происходило до спектакля.
Не все всегда мы выражаем словами. Иногда нам достаточно жестов. В разных ситуациях мы рвем на груди рубаху, бросаем оземь шапку и показываем кукиш.
Кукиш
Вообще этот жест характерен для многих культур. На Руси о кукише, вероятно, узнали от приезжих немцев, которые таким вульгарным жестом пытались соблазнять русских барышень. Есть даже версия, что «фига» возникла от немецкого выражения fick-fick machen (так звучало традиционное немецкое приглашение к интимной близости). В русской традиции символ этого жеста (наверное, благодаря высокоморальным русским женщинам) трансформировался в обозначение категорического отказа. Причем со временем «фига» стала использоваться как защитное средство от нечистой силы: видимо, из-за распущенности экспаты из германских земель приравнивались к бесам
Щелчок по горлу
Этот жест из русской питейной традиции артикулировал распространенный в XIX-начале XX века фразеологизм «заложить за галстук». Выражение это родилось в офицерской среде, и придумал его некий полковник Раевский, «краснобай и балагур». Кстати, он «изобрел» и другую «питейную» фразу - немного подшефе (chauff?). Интересно, что этот жест взяли на вооружение спекулянты горячительными напитками во времена «сухого закона», который Николай II установил в Российской империи в 1914 году.
Шапку оземь
Экспрессивный жест, который артикулировал какое-то отчаянное решение. Головной убор (наряду с бородой) для русских мужчин символизировал достоинство, интегрированность в обществе. Публичное снятие шапки считалось тяжким позором, своего рода гражданской казнью. Обычно этой процедуре подвергали должников. Добровольное же бросание на землю шапки демонстрировало готовность человека пойти на самый безумный риск, в котором ценой неудачи могло стать изгнания человека из общества.
Чесание затылка
Русский человек чешет затылок, когда чем-то озадачен. Вопрос – для чего? Конечно, вряд ли, чтобы простимулировать кровообращение мозга. Одна из версий гласит, что жест этот пришел из народной магии: таким образом наши предки вызывали на помощь пращура, гения рода.
Рвать рубаху на груди
Вероятно, изначально это была импровизированная клятва. Есть гипотеза, что таким экспрессивным жестом наши предки показывали свою принадлежность к Православной вере, демонстрируя крест. Кроме того, известно, что при казнях и некоторых телесных наказаниях экзекуторы разрывали у наказанного верх рубахи. Так вот, добровольное разрывание одежды в качестве убеждающего аргумента призвано было показать готовность человека взойти на плаху за правду.
Бить себя в грудь
Этот жест по одной из версий пришел из воинской традиции кочевников и был занесен на Русь татаро-монголами. Так «степняки» приносили клятву своему сюзерену. Удары кулаком в грудь в качестве жеста должны были показать преданность человека.
Коза
Как правило, этот жест ошибочно связывают с уголовной «распальцовкой» или поклонниками «металла». На самом деле, «козе» уже несколько тысячелетий, и связана она была с защитой от черной магии, от злых духов. Вероятно, старшее поколение еще помнит потешку «Идет коза рогатая за малыми ребятами…», когда взрослый показывают, как бодается коза, изображая козлиные рожки с помощью мизинца и указательного пальца правой руки. На самом деле, это не просто игра с ребенком – таким образом наши пращуры снимали сглаз с детей. Кроме того, «козой» сопровождали свои выступления древнегреческие ораторы – эта конфигурация означала «наставление». От древних риторов этот жест переняли христианские священники, которые часто сопровождали свои проповеди именно «козой». Любопытно, что на некоторых православных иконах можно увидеть Спасителя и святых с выставленными вперед мизинцем и указательным пальцем.
Сгибать пальцы при счете
В отличие от тех же французов, которые при счете разгибают пальцы, начиная с большого, русские их сгибают, начиная с мизинца. Должно быть, это как-то помогает нам сконцентрироваться, взять ситуацию «в кулак», а себя в руки.
Махнуть рукой
Жест схожий с бросанием шапки оземь. По своему значению он также схож с этим эмоциональным проявлением русского фаталистичного начала, но если после бросания шапки оземь идут, как правило, решительные и часто безрассудные действия, то после маха рукой, у русского человека наступает смирение и принятие.
Палец у виска
Палец у виска - жест международный. У немцев и австрийцев он означает «псих!», а в целом ряде африканских культур значит, что человек глубоко задумался. Во Франции палец у виска означает, что человек дурак, а в Голландии, напротив, что он умный. В России у виска крутят, когда хотят показать, что собеседник «немного того», что у него «шарики за ролики».
Русский поклон
На Руси было принято раскланиваться при встрече. Но и поклоны бывали разные. Славяне приветствовали уважаемого в общине человека низким поклоном до земли, иногда даже касаясь или целуя ее. Такой поклон назывался «большим обычаем».
Знакомых и друзей встречали «малым обычаем» - поясным поклоном, а незнакомцев почти без обычая: прикладывая руку к сердцу и затем опуская ее вниз. Интересно, что жест «от сердца к земле» является исконно славянским, а «от сердца к солнцу» нет.
Любой поклон метафорически (да и физически тоже) означает смирение перед собеседником. В нем также есть момент беззащитности, ведь человек склоняет голову и не видит того, кто перед ним, подставляя ему самое беззащитное место своего тела - шею.
Руку на сердце
Прикладывание руки к сердцу раньше часто сопровождало любой поклон - это выражало сердечность и чистоту намерений. Сегодня поклоны ушли в прошлое из повседневного этикета, но руку к сердцу до сих пор прикладывают. Значение этого жеста осталось прежним.
Чуть-чуть
Этот жест является жестом-антонимом к любимому жесту рыбаков, показывающих, какую рыбу они сегодня поймали. Используется он тогда, когда надо показать, что много вам уже не нужно наливать, а также тогда, когда вас спрашивают, какая прибавка к зарплате у вас была за последние полгода.
Секир-башка
Похожий жест с жестом «сыт по горло» , но в отличие от него он носит, как правило, не слишком миролюбивый характер. Во время исполнения жеста «секри-башка» (который пришел в русскую культуру с Кавказа) нужно провести большим пальцем по шее, имитирую движение кинжала. Как правило, этот жест обозначает ультимативную просьбу.
Руки в боки
Этот жест, который особенно любят женщины в русских селеньях, показывает уверенность человека в заданной ситуации, его готовность к решительным действиям (остановить коня, войти в горящую избу). Когда человек подбоченивается, то расширяет границы своего тела, показыавая свое доминирование.