И как двигаться, чтобы хорошо прокачать руки. Сегодня раскроем еще три секрета.
Секрет третий: лыжные тренировки помогают прокачать пресс
Я сама удивилась, когда после второй своей лыжной зимы обнаружила у себя сухой и рельефный пресс — круче, чем он был, когда я занималась в тренажерном зале. А ведь в лыжный сезон я не качаю его отдельно вовсе — ни сил нет, ни времени! Секрет, как мне объяснили инструкторы, прост: в тот год я перешла на трассу, где было множество крутых и длинных подъемов.
При заезде на лыжах в горку (неважно, коньком или классикой) приходится сильно сгибать ноги, а корпус то низко наклонять вперед, то слегка приподнимать. Фактически вы качаете пресс одновременно за счет наклонов и подъемов ног. А поскольку делаете это в динамике и с довольно высокой частотой (иначе просто начнешь скатываться назад под горку), эффект выше, чем от размеренных скручиваний.
И не надо считать, что этот способ подойдет только подготовленным. В тот год, когда я впервые прокачала пресс только за счет лыжных тренировок, я не могла заехать на большинство горок до конца. Выбирайте трассу с подъемами. И даже если вы будете заезжать на них наполовину или вообще, насколько получится, а дальше заходить «елочкой», пресс все равно будет работать, а живот худеть.
Секрет четвертый: не давайте лыжам проскальзывать
Катание классическим стилем по лыжне — самое массовое в мире. Однако, переходя с деревянных на современные пластиковые лыжи, многие начинают жаловаться, что они «слишком скользкие» и постоянно проскальзывают назад. Почему и как этого избежать?
Пластиковые лыжи для классики обязательно надо намазать так называемой мазью держания под колодкой.
Как найти эту колодку
Положите лыжи рядом на ровный чистый пол (ковер поднимите).
Наденьте ботинки и пристегнитесь к креплениям.
Распределите вес своего тела поровну на обе ноги, то есть давите на обе лыжи равномерно.
Попросите помощника подложить под одну лыжу посередине, под ботинком, лист бумаги и подвигать им по полу вперед-назад несколько раз. (Если бумага не двигается, значит, лыжи слишком мягкие. Что с ними делать, скажу ниже).
В крайних точках, где лист уже не может двигаться, попросите помощника поставить черту на лыже маркером или карандашом.
Проделайте то же самое со второй лыжей.
Расстояние между этими чертами — это и есть ваша колодка, на которую следует наносить мазь держания. При отталкивании вес тела будет перенесен на одну ногу, вы «наступите» на смазанную колодку и сможете оттолкнуться без проскальзывания. А во время движения лыжа будет разгружена, и цепляться за снег не станет. Если лыжи мягкие (как описано выше), делайте минимальную колодку: по 15 см вперед и назад от носка ботинка.
Мази держания — на разную температуру воздуха. В своем арсенале лучше иметь 2-3 вида. Учтите, что на льдистую, жесткую лыжню и на трассу с кучей подъемов колодку мажут по вымеренной максимальной длине. А вот для раскисшего, мокрого или свежевыпавшего снега мало того, что нужна мазь как раз на эту температуру, так еще и колодку можно «сдобрить» покороче на 1-2 см спереди и сзади. Ориентируйтесь на свои ощущения: если при движении колодка цепляет снег, в другой раз ее укоротите.
И последнее. Катание классикой требует виртуозного владения… стопой! Вперед вы катитесь, перенося основной вес на пятку опорной ноги (откидывать корпус назад и выпрямлять колени при этом нельзя). Чтобы оттолкнуться, перекатываетесь по стопе с пятки на носок и распрямляете колено, толкаясь носком строго вниз, а не назад. В противном случае никакая мазь держания не спасет, будете проскальзывать. Потренируйтесь, почувствовать свою стопу не так сложно, как кажется.
Секрет пятый: в слякоть смазывайте лыжи фтористой мазью
Влажный раскисший снег, пожалуй, самая нелюбимая погода для лыжников: лыжи к нему прилипают и едут плохо. Чтобы их протолкнуть, нужно много сил. А если вы при этом едете марафон 50 км? Вот поэтому давно придуманы средства, улучшающие скольжение. Прежде всего, это парафины скольжения с фтористыми добавками: чем больше в них фтора, тем лучше лыжи едут по мокрому снегу. Еще есть порошки-ускорители, там фтора еще больше, с ними лыжи просто летят даже по раскисшей трассе.
Такие средства в основном нужны для соревнований, но если бюджет позволяет, их можно использовать и на тренировке по тяжелому мокрому снегу, чтобы получить удовольствие от скольжения и не свалиться через полчаса от усталости. Обычно на тренировках используют парафины, так как порошки — дорогое удовольствие. Наносят их или холодным способом (мажут лыжу и растирают пробкой), или горячим — с помощью утюга. Разумеется, не того, которым вы гладите юбки, а специального лыжного: у него другая форма носика и другой диапазон температур.
Как видите, у лыжных тренировок много хитростей и тонкостей, которые помогут вам существенно сэкономить силы, продлить время тренировки и получить от нее максимальный эффект!
О хорошо скользящих лыжах говорят, что они идут ходко, как по маслу. Это сравнение поможет нам лучше понять тайну скольжения.
В физике существует понятие «трение скольжения». Термин «трение», как известно введенный в науку М. В. Ломоносовым, определяет ту удивительную силу, без которой невозможна была бы жизнь на земле. Благодаря трению мы можем передвигаться, брать и удерживать в руках различные предметы. В мире, в котором вдруг исчезло бы трение, все вещи мгновенно утратили бы свою устойчивость, а человек превратился бы в слабое, беспомощное существо.
Итак, трение полезно и даже необходимо. Вместе с тем во многих случаях излишек трения вреден и от него стараются избавиться. Это прежде всего относится к области прикладной механики. Трущиеся части машин стремятся делать возможно более гладкими. Их тщательно шлифуют, полируют, смазывают маслом. В этом случае трение скольжения заменяется внутренним трением смазки.
Нельзя ли, задумались люди, такую же смазку, какой пользуются в технике, применить и для лыж, чтобы они лучше скользили? Но, оказывается, сделать это не так легко. В станках и машинах нам приходится иметь дело с двумя видами движения: вращательным и возвратно-поступательным. В том и другом случае стремятся, чтобы смазка равномерно распределилась между трущимися поверхностями.
По-иному обстоит дело с лыжами, на которых спортсмен быстро бежит по снегу. Если бы мы вздумали смазывать лыжи обычным машинным маслом, оно стерлось бы на первых же метрах. Следовательно, надо найти такую мазь, которая крепко держалась бы на скользящей поверхности лыж. Кроме того, эта мазь должна увеличивать сцепление лыж со снегом в то время, когда спортсмен отталкивается или подымается в гору.
Существует ли на свете такая удивительная мазь?
Многие северные охотники подбивают лыжи шкурами тюленя или нерпы - ворсом по движению. На таких снеговых башмаках, подбитых меховыми подошвами, можно бесшумно подкрадываться к зверю. Они обладают и еще одним очень важным преимуществом: на них можно скользить только вперед. Ворс не дает им соскальзывать назад. На таких лыжах особенно удобно подыматься в гору.
Спортсмены в содружестве с учеными научились создавать специальные лыжные мази.
Обстоятельства иной раз складываются так, что менять смазку приходится на самой дистанции. Переменилась погода, структура снега стала иной - и лыжи приходится смазывать заново. Опытный спортсмен потратит на это две-три минуты, но зато выиграет в скорости скольжения.
Советский спортсмен конструктор В. М. Абалаков изобрел специальный прибор, при помощи которого лыжник может быстро подобрать мазь. Из десятка сортов мазей, хранящихся в вашем чемоданчике, вы можете выбрать самую подходящую. Этот прибор представляет деревянную призму с тяжелым сердечником внутри. Каждая грань призмы - не что иное, как маленькая лыжа. Каждые два полозка вы смазываете определенным номером мази. Затем протягиваете призму по снегу. Она скользит на рейках-полозках. Маленький очень чувствительный динамометр отмечает, какое усилие потребовалось, чтобы сдвинуть призму с места, а также каково усилие, затраченное для равномерного скольжения. Чтобы определить коэффициенты трения нескольких сортов мази и выбрать лучшую из них, понадобится совсем немного времени.
Но лыжи и сами создают для себя смазку. Когда мы скользим на них по снегу, то преодолеваем трение, а на это требуется затратить энергию. Энергия, затраченная на преодоление трения, преобразуется в тепло, снег под лыжами уплотняется, слегка подтаивает, становится скользким.
А теперь поговорим о том, почему у лыжников нет рекордов. Это и понятно - рекорд можно установить в том виде спорта, где соревнования проводятся в условиях, одинаковых для всех, например в плавательном бассейне, на беговой дорожке, на велотреке. Но можно ли сравнивать результаты лыжников, если один из них бежал очень быстро по плотному, скользкому насту, другой с трудом передвигал лыжи по рыхлому снегу, а третий шел в оттепель по липкому снегу.
Для того чтобы выявить в лыжном спорте победителя, соревнования устраиваются в условиях, одинаковых для всех участников. Кто быстрее придет к финишу, тому присваивают звание чемпиона, а вместо рекордов учитывают просто лучшие достижения.
Дмитрий Зыков.
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Когда и где человек впервые встал на лыжи и помчался на них с ближайшего холма, доподлинно неизвестно. Зато с большой долей вероятности можно утверждать, что первыми лыжниками были охотники. Не очень-то легко было им целыми днями бродить в поисках добычи по глубокому снегу, да и быстро передвигаться не получалось. Вот и стали охотники придумывать разные приспособления для того, чтобы не вязнуть в снегу.
Вероятно, первыми лыжами были снегоступы - сплетённые из веток плоские продолговатые площадки, напоминающие дно корзинки. Скользить на такой штуковине невозможно, а ходить неудобно. Но всё же на плотном снегу ноги, обутые в снегоступы, не проваливались. Хуже, если снег рыхлый, увязнуть в нём было легко, а выбраться тяжело. Но охотники - народ сметливый, и вот кто-то из них догадался обтянуть снегоступы звериной шкурой, да не простой, а камусом - это часть шкуры лося или оленя, снятая с ноги. Шерсть на ней очень плотная и прочная, прилегает к коже, а шерстинки смотрят в одну сторону. Оказалось, что на обтянутых камусом снегоступах можно катиться с горки и взбираться на неё, потому что на спуске камус скользит, а на подъёме упирается в снег.
Однако камусов на всех не хватало, и оленей с лосями было жалко. Пришлось охотникам придумывать другие способы скольжения по снегу. Когда они встали на скользящие лыжи, точно не известно. Во всяком случае, самые ранние наскальные изображения лыжников датируются III веком до н.э., а первые упоминания о лыжах и лыжниках встречаются в скандинавских сагах VIII-IX веков.
Со временем у охотников появились деревянные лыжи, сначала прямые короткие и широкие, потом больше похожие на современные - сравнительно узкие и подлиннее. Дальше лыжи эволюционировали бы-стрее. У них загнулись носки, появились мягкие крепления в виде ремней, а потом и жёсткие крепления со специальными лыжными ботинками.
Ещё каких-нибудь 20-30 лет назад почти все лыжи были деревянными. Чтобы защитить дерево от влаги (она появляется не только от растаявшего снега, но и просто оттого, что в тёплом помещении на холодных лыжах образуется конденсат), лыжи сверху красили, а снизу смолили. Сейчас на смену деревянным лыжам пришли лыжи из пластика и комбинированные - из пластика и дерева. Пластиковые лыжи не намокают и лучше скользят. Для их изготовления сегодня используют не только пластик, но и композитные материалы, сплавы, древесину разных пород.
Некоторые любители лыжных прогулок считают, что с комбинированными и пластиковыми лыжами делать вообще ничего не нужно - встал и поехал! Это не верно. В отличие от деревянных лыж, пластиковым дейст-вительно не нужны ни шлифовка, ни смоление. Тем не менее новые лыжи из пластика нужно обязательно пропарафинить. Для этого специальным лыжным парафином (его можно купить в спортивных магазинах или заказать через интернет) натирают чистую сухую скользящую поверхность лыжи, затем специальным лыжным утюжком либо сильно разогретым лезвием ножа равномерно распределяют парафин по всей поверхности. Разогретый парафин расплавляется и заполняет все поры в пластике. Когда он остынет, излишки снимают пластмассовым скребком, а поверхность полируют специальной растиркой или жёсткой нейлоновой щёткой. После этого наступает очередь лыжной мази.
Первые лыжные мази появились сто лет назад. До них, чтобы лыжи лучше скользили и на них меньше налипал снег, использовали сало. Теперь у нас есть гораздо больший выбор.
Современные лыжные мази делятся на три группы. Первая, очень важная, - грунт. На грунте основная мазь держится хорошо и долго, а без грунта может за 3-4 часа катания полностью «сползти». Вторая группа - мази для скольжения. Они обеспечивают минимальный коэффициент трения между скользящей поверхностью лыжи и лыжнёй. Их используют, как правило, для смазки горных лыж и беговых лыж для конькового хода. Третья группа - мази для сцепления. Они выполняют сразу две задачи: с одной стороны, обеспечивают хорошее скольжение, с другой - при толчке «зацепляются» за лыжню. Именно поэтому профессиональные лыжники используют их для классического хода, а любители - практически всегда, ведь на обычной лесной лыжне коньковым ходом особенно не побегаешь.
Ещё мази различают по консистенции. И хотя такое деление во многом условно, стоит запомнить, что твёрдые мази рассчитаны на сухую морозную погоду, полутвёрдые - на температуру около ноля и жидкие - на плюсовую температуру. Интервал температур, а иногда и состояние снега, для которого предназначена мазь, проставляется на этикетке. Для обычной лыжной прогулки этой информации бывает достаточно.
Как правильно намазать лыжи? Начнём с того, что перед длительным походом лыжи нужно обработать грунтовым парафином. Стоит это делать и в начале весны, когда утром погода морозная и снег очень жёсткий. Для нормальной же ровной зимней погоды, мягкой свежей лыжни и недолгой прогулки грунтовать лыжи необязательно.
Мазь, как мы уже говорили, наносят на чистую и сухую скользящую поверхность лыжи тонким ровным слоем и тщательно растирают. Для катания классическим ходом носок и пятку лыж смазывают мазью или парафином на скольжение, а грузовую площадку (30-45 см в средней части лыжи) - мазью на сцепление.
Если же у вас лыжи с насечкой («зацепами» на скользящей поверхности грузовой площадки) - сейчас таких в продаже много, то они практически не требуют мази на сцепление. Тем не менее при тёплой погоде или на обледеневшей лыжне насечки с отдачей не справляются, поэтому приходится мазать даже такие лыжи. Кстати, идея делать на лыжах насечки, восходит ещё к камусу.
Когда уже на первых метрах лыжни становится понятно, что лыжи дают отдачу, то первое, что можно сделать, это добавить немного мази на сцепление на грузовую площадку. Если этого недостаточно, слегка увеличьте площадь нанесения мази в сторону носка лыжи. Если и это не устранит отдачу полностью, добавьте на грузовую площадку немного мази, рассчитанной на более тёплую погоду - на 2-4°С выше, чем основная мазь (у преду-смотрительного лыжника мази всегда с собой). Пусть уж лыжи чуть хуже скользят, зато не будет отдачи и прогулка не превратится в муку.
Подробности для любознательных
Как просмолить деревянные лыжи
Чтобы подготовить к зимнему сезону деревянные лыжи, их нужно просмолить. Кроме того, что смола защищает дерево от влаги, на просмолённой поверхности лучше держатся мази и парафины.
Первым делом покупаем в спортивном магазине специальную лыжную смолу. Одного тюбика на пару лыж хватит. Из двух консервных банок делаем водяную баню (см. рисунок). На водяной бане разогреваем лыжную смолу. Далее берём обычный утюг, аккуратно прогреваем скользящую поверх-ность лыжи и смазываем её горячей смолой. Чтобы смола лучше впиталась, проглаживаем лыжу утюгом. Когда первый слой смолы подсохнет, накладываем второй, а затем и третий. Просмолённая поверхность должна иметь густой тёмно-коричневый цвет.
Иногда, чтобы просмолить лыжи, их прогревают на открытом огне - над газовой плитой или паяльной лампой. Так вот, делать этого ни в коем случае не следует! Мало того, что опасно, так ещё смола на огне частично сгорает и образуется сажа, которая существенно ухудшает скольжение.
Пластиковые лыжи сегодня значительно популярнее, чем деревянные, они удобнее и лучше скользят, но, также как и деревянные нуждаются в смазке. Если этот спортивный инвентарь не смазывать, то не будет плавного и легкого хода, поэтому в этой статье мы поговорим о том, как правильно смазывать пластиковые .
Нужно ли смазывать пластиковые лыжи?
Люди, которые совсем недавно встали на лыжи, еще не знают о многих тонкостях ухода за этим спортивным снаряжением, и, безусловно, большинство новичков не понимают, зачем вообще смазывать лыжи.
Эта процедура просто необходима, ведь смазанные лыжи намного лучше скользят, на них не налипает снег, да и срок годности лыж от этого увеличивается, ведь смазка защищает скользящую поверхность.
Для того чтобы обработать лыжи, как правило, используют жесткую щетку, специальный утюг, пластиковый скребок и смазки на основе парафина, которые бывают нескольких видов:
- Жидкие смазки . Как правило, наносят эту смазку тоненьким слоем, затем высушивают лыжи и тщательно полируют их поверхность. Преимущество такого вида мази в том, что она имеет очень высокий коэффициент сцепления со снегом.
- Твердые смазки . Этот вид мази следует наносить только предварительно разогретую поверхность лыж, для этого используют специальный утюг (многие умело используют старые утюги с тяжелой толстой подошвой).
- Спреи и гели . Обычно такой формой мази пользуются профессиональные спортсмены т.к. она требует определенных навыков в нанесении на поверхность лыж.
Как правильно смазывать пластиковые лыжи?
Чтобы хорошо справиться с этой задачей следует учитывать некоторые правила:
- Прежде чем нанести смазку, лыжи необходимо почистить и высушить.
- Если вы остановили свой выбор на смазке твердого типа, то наносить ее следует в несколько слоев, причем каждый слой нужно растирать отдельно и очень тщательно, а последний слой следует наносить на открытом воздухе. Затем лыжи надо охладить в течение 20-30 минут.
- Если ваш стиль катания классический, то смазывать нужно заднюю или переднюю часть лыж.
- В смазку не должна попадать влага, поэтому плотно закрывайте банку, иначе от такой мази не будет толку.
Как смазывать новые пластиковые лыжи?
Чтобы лыжи служи вам долго, и отвечали вашим требованиям, за ними необходим должный уход. Если вы приобрели этот спортивный инвентарь, то прежде, чем выйти на снег нужно их смазать.